Статьи об экологии

АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КОТЛОВИНУ ОЗ. МАЛЫЙ ВУДЬЯВР (ХИБИНЫ)

Е. Ёлкина, 11 класс, С.Ф. Колесников, к.г.н., учитель географии, О.В. Ким, учитель
биологии и экологии

Школа №446

Работа выполнена во время экспедиций в Хибины в 2002, 2003 г. Изучаемый район имеет высокий рекреационный потенциал, научную и историческую ценность. Часть котловины относится к территории Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского отделения РАН, здесь в 1930 г. А.Е. Ферсманом была организованна первая заполярная научная станция “Тиэтта”.
Цель работы – изучение воздействия антропогенной нагрузки на котловину оз. Малый Вудьявр, оценка её интенсивности и последствий и предложение мер по оптимизации рекреационного использования данного района.
Проведено маршрутное описание, описание растительности на площадках, картирование территории.
Рекреационная зона котловины составляет 1-1,5 км в диаметре, в растительном покрове доминируют карликовая берёза, вереск, голубика, листостебельные мхи и напочвенные кустистые лишайники. Протяжённость автомобильных дорог около 10 км. Доля площади с деградированной растительностью (в местах стоянок) составляет около 10 %. В пределах котловины отмечено более 220 кострищ. В местах стоянок очень много бытового и строительного мусора, некоторые туристы используют живые деревья для топлива. Присутствие большого числа людей является фактором беспокойства для наземно- гнездящихся птиц.
Для снижения негативного антропогенного воздействия необходимо оборудовать места для кострищ, лавочки, навесы от дождя, установить контейнеры для мусора и организовать его вывоз. Надо полностью перекрыть доступ частных автомобилей в котловину. Необходимо сообщать населению об истории и современном состоянии этой территории и правилах поведения на ней через средства печати и информационные щиты. Во время экспедиции организованно сотрудничество с местными экологами, проведены акции по уборке территории и засеванию кострищ семенами неприхотливого злака Волоснеца песчаного.
Проект "Климат и экология" реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации