Статьи об экологии

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ООПТ Г. МОСКВЫ

Кедо Д.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (МГРИ), i.colors@yandex.ru

Аннотация
В статье ставится задача проанализировать нарушения действующего природоохранного и градостроительного законодательства по отношению к региональным ООПТ г. Москвы в период с 2010 по 2020 год. Для анализа была разработана система показателей. По результатам анализа были выявлены территории с наибольшим количеством различных видов нарушений, а также определены наиболее типичные нарушения для региональных ООПТ г. Москвы.
Ключевые слова
ООПТ, природоохранное законодательство, нарушения законодательства
В условии интенсивных градостроительных мероприятий в черте г. Москвы, активно уменьшается площадь зеленых территорий, включая территории, имеющие статус «Особо охраняемые пригородные территории», либо «Особо охраняемые зеленые территории». Часто строительство на данных территориях ведется с нарушениями действующего законодательства: без прохождения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), без разрешения на строительство (РНС) и прочей разрешительной документации. При этом даже получение разрешительной документации не означает, что были соблюдены все нормы природоохранного (экологического) и градостроительного законодательства.
Одним из показательных примеров последнего времени является Мневниковская пойма, входящая в состав природно-исторического парка «Москворецкий» (ПиП
«Москворецкий»). На данном участке ПиП «Москворецкий» фиксировались нарушения эксплуатации территории ООПТ (свалки ТКО, незаконная вырубка деревьев), а также были зафиксированы случаи незаконных строек крупных объектов: участок СевероЗападной хорды и станций метро. Схожие нарушения встречаются практически в каждом ООПТ города Москвы.
Целью исследования стал анализ типичных нарушений природоохранного и градостроительного законодательства в границах региональных ООПТ города Москвы в период с 2010 г. по 2020 г.
В качестве модельных территорий были выбраны следующие ООПТ:
• Природно-исторические парки (ПиП) – «Тушинский», «Покровское- Стрешнево», «Останкино», «Измайловский парк», «Царицыно», «Битцевский лес», «Москворецкий», «Косинский», «Кузьминки-Люблино», «Долина реки Сходни в Куркино», «Сокольники»;
• Природные заказники (ПЗ) – «Воробьёвы горы», «Долина реки Сетунь»,
«Дегунинский»;
• Ландшафтные заказники (ЛЗ) – «Тёплый Стан», «Тропарёвский».
В качестве методологической основы был использован сравнительно- типологический подход. Так в частотности на основании зафиксированных нарушений на территории ПиП «Москворецкий» была разработана система показателей для оценки типичных нарушений в границах региональных ООПТ города Москвы.
Типичные нарушения были объедены в 4 группы:
1. Незаконное причинение вреда экосистемам ООПТ:

• Незаконное разведение костров, поджоги;
• Незаконная вырубка деревьев;
• Несанкционированные свалки ТКО;
• Уничтожение почвенного слоя и ландшафта.
2. Нарушения при проведении ГЭЭ:
• Нарушения при проведении общественных слушаний;
• Проект вывода частей из ООПТ, прошедший ГЭЭ, не соответствующий фактическому выводу;
• Нарушения в проектах планировки территории;
3. Незаконное строительство:
• Строительство не по утвержденному проекту;
• Строительство до получения положительного заключения ГЭЭ и/или официального вывода из состава ООПТ;
• Строительство без разрешения на строительство (РНС).
4. Прочие нарушения.
На основании сравнения ООПТ по данным показателям был произведен сбор данных и составлены соответствующие описания. В итоге были выявлены и систематизированы имеющиеся нарушения для дальнейшей разработки мер по их устранению.
По результатам произведенного исследования было определено количество зафиксированных нарушений различных видов и наиболее распространённые из них. В графическом виде они представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Количество зафиксированных нарушений различных видов для каждого

Рисунок 2. Сумма зафиксированных различных видов нарушений для все обследованных

Среди проанализированных ООПТ наибольшее количество различных видов нарушений было зафиксировано на территориях ПиП «Москворецкий», ПиП «Воробьёвы горы», ПиП «Косинский» и ПЗ «Долина реки Сетунь». Наименьшее количество нарушений - на территориях ПиП «Сокольники» и ПиП «Останкино».
Среди типичных нарушений наиболее распространёнными являются несанкционированные свалки ТКО, уничтожение почвенного слоя и ландшафта, строительство без РНС, нарушения при проведении общественных слушаний, незаконная вырубка деревьев.
В качестве наиболее ярких примеров нарушений можно привести следующие. Генеральный директор ГСКБ «Алмаз-Антей», получил в аренду участок на территории ПиП
«Покровское-Стрешнево» размером 5,38 га. Суд был против, однако это не помешало появлению на данной территории высокого забора, коттеджей, бани и прочих капитальных построек.
Территория «Долины реки Сходни в Куркино» подверглась негативному воздействию из-за строительства ЖК на другой стороне реки, которая относится к территории г. Химки. Возник конфликт юрисдикций.
На территории «Воробьёвых гор» была незаконно установлена праздничная иллюминация, которая негативно влияет на обитателей.
На множестве ООПТ были зафиксированы строительные работы без или до прохождения ГЭЭ, а также без получения РНС.
Также на территориях ООПТ часто фиксировалось незаконное благоустройство (не соответствующее требованиями и целям ООПТ), которое также было проведено без или до прохождения ГЭЭ. Например, в ПиП «Покровское-Стрешнево» был осушён и забетонирован пруд.
В заключении следует отметить, что городские власти очень негативно настроены против самовольно возведенных строений на территориях ООПТ, если данные строения возведены для коммерческой деятельности без официального согласования. Если сами власти решили построить различные объекты на территории ООПТ (в большинстве случаев с нарушениями законодательства), то только изредка контролирующие органы, на которые возложены соответствующие обязанности, могут признать действия незаконными.
Основными приемами городских властей в хозяйственном освоении территорий ООПТ являются проекты планировки, подразумевающие строительство автодорог через территории ООПТ для улучшения транспортной ситуации в городе, либо благоустройство территорий. Как показывает практика, строительство и благоустройство часто ведутся с нарушениями законодательства. К тому же часто к проектам по строительству автодорог через территории ООПТ добавляется участки для строительства жилых домов, которые увеличивают антропогенную нагрузку на территории ООПТ.

Литература
1. Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» (с изменениями на 20 февраля 2019 года) // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=33424-11&rnd=3AEE36BA 8CF32378C8C598E2AE130F12&req=doc&base=MLAW&n=191490&REFDOC=33424&
REFBASE=MLAW#81l5ym8r5h (дата обращения 2020-02-15).
2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями на 1 мая 2019 года) //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=875855828030678616009505855&ca
cheid=2DB58E0C234C4658077FF3B584FEC0BD&mode=splus&base=LAW&n=341974&rnd
=D184F8BD244D13CAE55E08BCAA99F1DF#23rwyssglfz (дата обращения 2020-02-15).
3. Градостроительный кодекс города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 (с изменениями на 29 апреля 2019 года) //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=875855828030678616009505855&ca cheid=673F6F8F32881FA6DE257F1707546B0D&mode=splus&base=MLAW&n=192823&rn d=D184F8BD244D13CAE55E08BCAA99F1DF#5cqms5kr49k (дата обращения 2020-02-15).
4. Постановление Правительства Москвы от 05.06.2018 N 540-ПП «Об изменении границ особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий» и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 и от 19 января 1999 г. N 38» //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=8758558280306786160095 05855&cacheid=A867913BC77AED30681705A01B555218&mode=splus&base=MLAW&n=1 86409&rnd=D184F8BD244D13CAE55E08BCAA99F1DF#2ff70p7my29 (дата обращения 2020-02-15).
5. Постановление Правительства Москвы от 02.07.2015 №404-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта — участка проектируемой линии метрополитена Третий пересадочный контур от станции «Хорошевская» до станции
«Кунцевская» //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=875855828030678616009505855&ca cheid=DF92DF97B696BA9A3F4ECE3BBDBC37DA&mode=splus&base=MLAW&n=164380 &rnd=D184F8BD244D13CAE55E08BCAA99F1DF#a069llgchuw (дата обращения 2020-02- 15).
6. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 года N 45 (с изменениями на 22 мая 2019 года) // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=875855828030678616009505855&ca cheid=D1C360BEAF9580A596501DA592114A9F&mode=splus&base=MLAW&n=200206&r nd=D184F8BD244D13CAE55E08BCAA99F1DF#75a9fs5xlro (дата обращения 2020-02-15).

Проект "Климат и экология" реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации