Береснев В.А.*, Цымбал М.Н.
МГРИ-РГГРУ, vlaberes@mail.ru, cimbal_mar@mail.ru
Аннотация В целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации проводится совершенствование национальной сети автомобильных дорог. На этапе разработки документов территориального планирования необходимо определять распределение не только видов застройки по территории, но и давать предложения по развитию транспортной инфраструктуры. Расширение автодорожной сети неизбежно приводит к разделению, фрагментации естественных ландшафтов, ареалов обитания диких животных, которым всё чаще приходится пересекать транспортные пути в ходе естественных миграций и обычной жизнедеятельности. Возрастание нагрузки на экосистемы, в которых обитают животные, часто приводит к негативным последствиям, связанным со столкновением диких животных и автотранспорта, что вызывает ранение или гибель животного и травмы, а в отдельных случаях и гибель человека (или группы людей – пассажиров автотранспортного средства). На анализе дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных предложен ряд мероприятий по их снижению.
Ключевые слова автодорога, дорожно-транспортное происшествие, крупное животное, лось, кабан, косуля, экодук, биопереход, ограждение,
В дорожно-транспортном происшествии с участием крупных диких животных следует рассматривать два участника конфликтного события: первый – это система
«оператор транспортного средства (водитель) – транспортное средство – пассажиры»; второй – это дикое животное.
Каждая из сторон обладает рядом значимых признаков:
а) скорость и траектория движения ТС, тип, габаритные размеры и масса ТС, высота посадки водителя, иные конструктивные признаки, индивидуальные признаки оператора (утомление, скорость реакции, скорость принятия решения и т.п.);
б) скорость и траектория движения животного, параметры центра массы тела (например, у лося центр массы приподнят на уровень лобового стекла легкового автомобиля, что создает большую опасность по сравнению с кабаном или косулей первых лет жизни), морфометрические параметры тела животного, индивидуальные поведенческие признаки.
При детальном рассмотрении набор этих признаков формирует матрицу факторов, которая может описать и объяснить исход, результат такого ДТП: степень тяжести полученного вреда здоровью водителя и пассажиров или летальный исход, степень повреждения транспортного средства, степень тяжести травм животного или летальный исход.
Дополнительно влияют внешние факторы: время суток, погодные условия, состояние дорожного покрытия и примыкающей территории, расстояние от обочины до лесополос или лесного массива («последняя миля до точки конфликта»), высота уровня дороги, окружающий ландшафт.
Схематически конфликтное явление «ДТП с участием дикого животного» происходит в момент одновременного пересечения этих условных потоков на одном уровне. Следовательно, для его исключения необходимо либо развести эти потоки по
разным уровням (биопереходы над или под дорогой), либо повлиять на его параметры, в частности снизить скорость потоков.
Пензенская область расположена на западном склоне Приволжской возвышенности, в пределах умеренного географического пояса, на границе лесной и степной зон. Климат региона умеренно-континентальный. Территория имеет равнинный, слегка всхолмленный рельеф, расчлененный густой сетью балок и оврагов, сложный и многообразный ландшафт, сравнительно развитую речную сеть, наблюдается большое разнообразие почв, животного и растительного мира. Природно-географические условия влияют и на распространение, видовой состав животного мира исследуемых территорий. Динамика численности крупных диких животных, рассматриваемых как участников ДТП, за последнее пятилетие положительна. Их миграционные пути имеют преимущественно меридиональное направление, часто на пересечениях с автодорогами образуют «конфликтные точки» (см. рис. 1).
МГРИ-РГГРУ, vlaberes@mail.ru, cimbal_mar@mail.ru
Аннотация В целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации проводится совершенствование национальной сети автомобильных дорог. На этапе разработки документов территориального планирования необходимо определять распределение не только видов застройки по территории, но и давать предложения по развитию транспортной инфраструктуры. Расширение автодорожной сети неизбежно приводит к разделению, фрагментации естественных ландшафтов, ареалов обитания диких животных, которым всё чаще приходится пересекать транспортные пути в ходе естественных миграций и обычной жизнедеятельности. Возрастание нагрузки на экосистемы, в которых обитают животные, часто приводит к негативным последствиям, связанным со столкновением диких животных и автотранспорта, что вызывает ранение или гибель животного и травмы, а в отдельных случаях и гибель человека (или группы людей – пассажиров автотранспортного средства). На анализе дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных предложен ряд мероприятий по их снижению.
Ключевые слова автодорога, дорожно-транспортное происшествие, крупное животное, лось, кабан, косуля, экодук, биопереход, ограждение,
В дорожно-транспортном происшествии с участием крупных диких животных следует рассматривать два участника конфликтного события: первый – это система
«оператор транспортного средства (водитель) – транспортное средство – пассажиры»; второй – это дикое животное.
Каждая из сторон обладает рядом значимых признаков:
а) скорость и траектория движения ТС, тип, габаритные размеры и масса ТС, высота посадки водителя, иные конструктивные признаки, индивидуальные признаки оператора (утомление, скорость реакции, скорость принятия решения и т.п.);
б) скорость и траектория движения животного, параметры центра массы тела (например, у лося центр массы приподнят на уровень лобового стекла легкового автомобиля, что создает большую опасность по сравнению с кабаном или косулей первых лет жизни), морфометрические параметры тела животного, индивидуальные поведенческие признаки.
При детальном рассмотрении набор этих признаков формирует матрицу факторов, которая может описать и объяснить исход, результат такого ДТП: степень тяжести полученного вреда здоровью водителя и пассажиров или летальный исход, степень повреждения транспортного средства, степень тяжести травм животного или летальный исход.
Дополнительно влияют внешние факторы: время суток, погодные условия, состояние дорожного покрытия и примыкающей территории, расстояние от обочины до лесополос или лесного массива («последняя миля до точки конфликта»), высота уровня дороги, окружающий ландшафт.
Схематически конфликтное явление «ДТП с участием дикого животного» происходит в момент одновременного пересечения этих условных потоков на одном уровне. Следовательно, для его исключения необходимо либо развести эти потоки по
разным уровням (биопереходы над или под дорогой), либо повлиять на его параметры, в частности снизить скорость потоков.
Пензенская область расположена на западном склоне Приволжской возвышенности, в пределах умеренного географического пояса, на границе лесной и степной зон. Климат региона умеренно-континентальный. Территория имеет равнинный, слегка всхолмленный рельеф, расчлененный густой сетью балок и оврагов, сложный и многообразный ландшафт, сравнительно развитую речную сеть, наблюдается большое разнообразие почв, животного и растительного мира. Природно-географические условия влияют и на распространение, видовой состав животного мира исследуемых территорий. Динамика численности крупных диких животных, рассматриваемых как участников ДТП, за последнее пятилетие положительна. Их миграционные пути имеют преимущественно меридиональное направление, часто на пересечениях с автодорогами образуют «конфликтные точки» (см. рис. 1).

Рисунок 1. Пространственное распределение зафиксированных ДТП с участием крупных диких животных на территории Пензенской области за 2016-2019 гг.
На примере исследуемой территории выявлен ряд недостатков по первичному учету данных, на основе которых предложен перечень мероприятий по снижению ДТП с животными.
На основании сбора и анализа данных было установлено: более 82% случаев ДТП с участием крупных диких животных происходят в темное время суток (ночь и сумерки), более 85% случаев - на участках дорог с более высокой разрешенной скоростью (выше 60 км/ч); более 70% случаев - на автодорогах регионального и федерального значения. В два и более раза чаще в ДТП попадают самцы (по всем рассматриваемым видам животных), из всех видов наиболее чаще фигурируют лось (более 50% всех случаев), а совместно с косулями - 75-95%. В течение календарного года отмечены 2 всплеска случаев: апрель- июнь и август-октябрь.
По результатам статистического и графического анализа данных предложены следующие мероприятия:
- организационные (внедрение расширенной версии акта гибели животных для расширения эмпирических данных при первичном сборе, хранение и обработка данных в электронных таблицах, отображение сведений в геоинформационных системах, сбор данных об ареалах распространения популяций и маршрутах их миграций);
- информационные (предсезонное оповещение через СМИ, социальные сети; разъяснительная и воспитательная работа с привлечением некоммерческого сектора );
- прикладные (выявление точек концентрации ДТП на конкретных участках, совместно с эксплуатантами автодорог установка информационных аншлагов и дорожных знаков, указателей, катафотов (отражают в темное время суток свет приближающейся машины и отпугивают животных), установка ограждений (в том числе путем посадки плотных кустарников) или строительство сооружений для беспрепятственного перехода дикими животными автодорог).
Цели снижение и исключение ДТП с участием диких животных могут послужить целый ряд природоохранных мероприятий.
А) по влиянию на параметры «одного уровня»:
а.1) побуждение снижения скорости транспортного средства (дорожные знаки, информационные растяжки, информационные щиты, информационные модели силуэта животного с имитацией движения светоотражающими элементами, дорожная гребенка, туристические достопримечательности, освещение,
а.2) побуждение снижение скорости дикого животного – полоса препятствий, отпугивание, усложнение рельефа.
Б) по разделению потоков:
строительство переходов под дорогой, над дорогой (см. рис. 2), ограждения, отпугивание.
По стоимости реализации мероприятия разделения потоков наиболее дорогие, так как связаны с капитальным строительством крупных сооружений (экодуков) мостового и тоннельного типов, реализацией мероприятий «мягкого внедрения» их в окружающий природный ландшафт (большой объем земляных работ, сложное планирование грунта, засев трав и посадка деревьев, организация мелких водоемов). Кроме того, дополнительные мероприятия необходимы на адаптационный период (период привыкания фауны к новому элементу изменения привычной среды) и в период эксплуатации. Однако с точки зрения сохранения природной среды и компенсации того вреда, который наносит фрагментация естественных ареалов транспортными магистралями, эти мероприятия наиболее оптимальны. Решение баланса «стоимость- необходимость» является наиболее сложной организационной задачей, впрочем, в природоохранной деятельности она возникает регулярно.
Расширению затратных природоохранных мероприятий в разрезе рассматриваемой темы более всего будет способствовать регламентирующая, обязывающая нормативно- правовая и нормативно-техническая база. Необходимость охраны и защиты окружающей природы в общем и животного мира в частности обеспечивает ФЗ №7 от 10.01.2002, ФЗ
№52 от 24.04.1995, применительно к транспортным магистралям – Постановление Правительства РФ №997 от 13.08.1996, ТР ТС 014/2011.
На примере исследуемой территории выявлен ряд недостатков по первичному учету данных, на основе которых предложен перечень мероприятий по снижению ДТП с животными.
На основании сбора и анализа данных было установлено: более 82% случаев ДТП с участием крупных диких животных происходят в темное время суток (ночь и сумерки), более 85% случаев - на участках дорог с более высокой разрешенной скоростью (выше 60 км/ч); более 70% случаев - на автодорогах регионального и федерального значения. В два и более раза чаще в ДТП попадают самцы (по всем рассматриваемым видам животных), из всех видов наиболее чаще фигурируют лось (более 50% всех случаев), а совместно с косулями - 75-95%. В течение календарного года отмечены 2 всплеска случаев: апрель- июнь и август-октябрь.
По результатам статистического и графического анализа данных предложены следующие мероприятия:
- организационные (внедрение расширенной версии акта гибели животных для расширения эмпирических данных при первичном сборе, хранение и обработка данных в электронных таблицах, отображение сведений в геоинформационных системах, сбор данных об ареалах распространения популяций и маршрутах их миграций);
- информационные (предсезонное оповещение через СМИ, социальные сети; разъяснительная и воспитательная работа с привлечением некоммерческого сектора );
- прикладные (выявление точек концентрации ДТП на конкретных участках, совместно с эксплуатантами автодорог установка информационных аншлагов и дорожных знаков, указателей, катафотов (отражают в темное время суток свет приближающейся машины и отпугивают животных), установка ограждений (в том числе путем посадки плотных кустарников) или строительство сооружений для беспрепятственного перехода дикими животными автодорог).
Цели снижение и исключение ДТП с участием диких животных могут послужить целый ряд природоохранных мероприятий.
А) по влиянию на параметры «одного уровня»:
а.1) побуждение снижения скорости транспортного средства (дорожные знаки, информационные растяжки, информационные щиты, информационные модели силуэта животного с имитацией движения светоотражающими элементами, дорожная гребенка, туристические достопримечательности, освещение,
а.2) побуждение снижение скорости дикого животного – полоса препятствий, отпугивание, усложнение рельефа.
Б) по разделению потоков:
строительство переходов под дорогой, над дорогой (см. рис. 2), ограждения, отпугивание.
По стоимости реализации мероприятия разделения потоков наиболее дорогие, так как связаны с капитальным строительством крупных сооружений (экодуков) мостового и тоннельного типов, реализацией мероприятий «мягкого внедрения» их в окружающий природный ландшафт (большой объем земляных работ, сложное планирование грунта, засев трав и посадка деревьев, организация мелких водоемов). Кроме того, дополнительные мероприятия необходимы на адаптационный период (период привыкания фауны к новому элементу изменения привычной среды) и в период эксплуатации. Однако с точки зрения сохранения природной среды и компенсации того вреда, который наносит фрагментация естественных ареалов транспортными магистралями, эти мероприятия наиболее оптимальны. Решение баланса «стоимость- необходимость» является наиболее сложной организационной задачей, впрочем, в природоохранной деятельности она возникает регулярно.
Расширению затратных природоохранных мероприятий в разрезе рассматриваемой темы более всего будет способствовать регламентирующая, обязывающая нормативно- правовая и нормативно-техническая база. Необходимость охраны и защиты окружающей природы в общем и животного мира в частности обеспечивает ФЗ №7 от 10.01.2002, ФЗ
№52 от 24.04.1995, применительно к транспортным магистралям – Постановление Правительства РФ №997 от 13.08.1996, ТР ТС 014/2011.

Рисунок 2. Первый в Российской Федерации экодук тоннельного типа в парке «Земля Леопарда» (Приморский край, 2016 г.)
Выводы.
Автотранспорт оказывает влияние на популяцию животных, не только как фактор загрязнения, но и как фактор травматизма и гибели животных (иногда и человека). Рекомендации по предупреждению гибели животных на автомобильных дорогах основаны как на анализе существующих мероприятий, так и на поведенческих особенностях животных, связанных с их суточным и сезонным перемещением. Необходимость расширения комплекса мероприятий по снижению ДТП с участием диких животных продиктована идеями защиты животного мира, сохранения биоразнообразия, усилением биоцентрического подхода, пришедшего на смену антропоцентрической парадигмы.
Литература
1. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О животном мире"
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 (ред. от 13.03.2008) "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи"
4. СТО АВТОДОР 7.4-2016 «Требования к экодукам на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор»
5. ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог".
6. ОДМ 218.6.023-2017 "Методические рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения на участках пересечения автомобильными дорогами путей миграции животных" (введен в действие Распоряжением Росавтодора от 31.08.2017 N 2363-р).
7. Приказ Минприроды России от 08.12.2011 N 948 (ред. от 17.11.2017) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам".
8. Проект СП «Биопереходы на объектах транспортной инфраструктуры. Правила проектирования».
9. Проект (первая редакция) ГОСТ Р. Дороги автомобильные общего пользования.
10. Экодуки. Требования к размещению и обустройству
11. Ирхина Е.С. Совершенствование системы природоохранных мероприятий на путях миграции лосей (на примере Ленинградской области). Выпускная квалификационная работа магистра. Санкт-Петербургский Государственный университет, СПб, 2017 [Электронный ресурс] – https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a6f882e7966e12684eea245.pdf
12. Каждые четыре дня в авариях погибают лоси. [Электронный ресурс]. – https://www.pskov.kp.ru/daily/25805.4/2785046/
13. Хузиахметова К.Р. Влияние строительства и эксплуатации дорог на окружающую среду // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/technic/12(59).pdf
Выводы.
Автотранспорт оказывает влияние на популяцию животных, не только как фактор загрязнения, но и как фактор травматизма и гибели животных (иногда и человека). Рекомендации по предупреждению гибели животных на автомобильных дорогах основаны как на анализе существующих мероприятий, так и на поведенческих особенностях животных, связанных с их суточным и сезонным перемещением. Необходимость расширения комплекса мероприятий по снижению ДТП с участием диких животных продиктована идеями защиты животного мира, сохранения биоразнообразия, усилением биоцентрического подхода, пришедшего на смену антропоцентрической парадигмы.
Литература
1. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О животном мире"
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 (ред. от 13.03.2008) "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи"
4. СТО АВТОДОР 7.4-2016 «Требования к экодукам на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор»
5. ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог".
6. ОДМ 218.6.023-2017 "Методические рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения на участках пересечения автомобильными дорогами путей миграции животных" (введен в действие Распоряжением Росавтодора от 31.08.2017 N 2363-р).
7. Приказ Минприроды России от 08.12.2011 N 948 (ред. от 17.11.2017) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам".
8. Проект СП «Биопереходы на объектах транспортной инфраструктуры. Правила проектирования».
9. Проект (первая редакция) ГОСТ Р. Дороги автомобильные общего пользования.
10. Экодуки. Требования к размещению и обустройству
11. Ирхина Е.С. Совершенствование системы природоохранных мероприятий на путях миграции лосей (на примере Ленинградской области). Выпускная квалификационная работа магистра. Санкт-Петербургский Государственный университет, СПб, 2017 [Электронный ресурс] – https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a6f882e7966e12684eea245.pdf
12. Каждые четыре дня в авариях погибают лоси. [Электронный ресурс]. – https://www.pskov.kp.ru/daily/25805.4/2785046/
13. Хузиахметова К.Р. Влияние строительства и эксплуатации дорог на окружающую среду // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/technic/12(59).pdf
Проект "Климат и экология" реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации