Статьи об экологии

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Грибакина М.В.*, Бузин А.А.

Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ), e-mail: ma.gr5@yandex.ru, e-mail: 79262115243@ya.ru

Аннотация: На сегодняшний день очевидна необходимость проведения природоохранной деятельности крупными промышленными предприятиями, корпорациями и транспортными компаниями, с целью сохранения природных ресурсов для будущих поколений. В статье рассмотрены шаги ОАО «РЖД» к достижению целей устойчивого развития и в нескольких других странах с хорошо развитой железнодорожной сетью.
Ключевые слова: Устойчивое развитие, природоохранная деятельность, железнодорожный транспорт, окружающая среда

Достижение баланса между окружающей средой, обществом и экономикой считается необходимым условием для удовлетворения существующих потребностей без создания рисков для будущих поколений удовлетворять свои потребности. Устойчивое развитие как цель достигается за счет баланса между тремя составляющими устойчивости. Ожидания общества в отношении устойчивого развития, прозрачности и одотчетности развивались наряду с ужесточением законодательства, растущим воздействием загрязнений на окружающую среду, неэффективным использованием ресурсов, неправильным управлением отходами, климатическими изменениями, деградацией экосистем и потерей биологического разнообразия.
Это побудило организации к применению системного подхода к экологическому менеджменту посредством внедрения систем экологического менеджмента с целью содействия экологической составляющей устойчивости. [1]
ОАО «РЖД» не стала исключение, стратегическими приоритетами деятельности в области устойчивого развития является достижение целей устойчивого развития ООН. Цели устойчивого развития ООН направлены на принятие мер, позволяющих обеспечить оптимальное использование ограниченных ресурсов, применение природосберегающих и энергосберегающих технологий, поддержание стабильности социальных и культурных систем, обеспечить целостность биологических и физических природных систем.
Приверженность ОАО «РЖД» 17 целям ООН в области устойчивого развития раскрывается в аспектах экономической устойчивости, экологической безопасности и социальной стабильности.
Железнодорожный транспорт признан в мире одним из наиболее экологичным видов транспорта, энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в 2–3 раза выше автомобильного, как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Доля ОАО «РЖД» в загрязнении окружающей среды России составляет менее 1%. Вместе с тем руководство Компании считает необходимым принимать активное участие в решении задач по минимизации негативного воздействия на окружающую среду[2]. К слову, в Германии с 1 января 2020 года были снижены цены на билеты железнодорожного транспорта с целью стимулирования поездок в поездах, как наиболее экологичном виде транспорта. При этом сборы с авиапассажиров будут постоянно повышаться.
В данной работе будут рассмотрены аспекты нескольких целей устойчивого развития, относящиеся непосредственно к природоохранной деятельности и энергоэффективности.
Снижение воздействия на окружающую среду достигнуто за счет следующих важнейших направлений в деятельности ОАО "РЖД":

• внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, повышение использования и обезвреживания отходов производства, снижение выбросов парниковых газов, шумового воздействия;
• совершенствование системы управления природоохранной деятельностью;
• обеспечение экомониторинга за воздействием на окружающую среду. [3]
В ОАО «РЖД» утверждены Концепция природоохранной деятельности, Политика в области охраны окружающей среды, стандартизированные требования к системе управления природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД», установлены стратегические ориентиры на сокращение энергоемкости услуг и негативной нагрузки на окружающую среду. Программы Компании направлены на формирование «зеленой» экономики, базирующейся на энергосбережении, внедрении экологичных технологий, возобновляемых и альтернативных источников энергии, комплексных решений по вовлечению отходов в производственный процесс.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом филиалами компании было достигнуто:
• снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников на 3,4 тыс. тонн (5,5%);
• снижение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 0,616 млн. м3 (9,6%);
• увеличение доли вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот на 3,2%. [2]
В Германии на 2018 год удельные выбросы парниковых газов по сравнению с 2006 годом сократились на 33,2 %. [4]
В 2017 году в подразделениях Компании было реализовано более 13,5 тыс. мероприятий Программы энергосбережения. [5] Общий объем экономии топливноэнергетических ресурсов в России на железнодорожном транспорте в 2018 году превысил плановый показатель на 47,1% и составил 4741 ТДж, что является лучшим результатом энергосберегающей деятельности ОАО «РЖД» с 2010 года. Благодаря программе было сэкономлено 142,9 млн рублей. К одному из приоритетных направлений по снижению потребления дизельного топлива в компании можно отнести комплексный проект по переводу котельных, работающих на дизельном топливе, на альтернативные источники энергии. В 2018 году было реализовано 17 таких проектов и до конца 2021 года планируется перевести с дизельного топлива на альтернативные источники энергии еще 18 котельных. [2]
Доля возобновляемых источников энергии в смеси тяговых токов Немецких железных дорог в 2018 году составила 57,2%, а доля чёрного угля составляет 18,7 %. Удельное конечное энергопотребление на железнодорожном транспорте в 2018 по сравнению с 2017 годом уменьшилось на 0,9% и в сравнении с 2006 годом уменьшилось уже на 29,4%. [4]
Железные дороги Индии также ставят перед собой цели по снижению интенсивности выбросов на 33% до 2029-30 гг. по сравнению с 2004-05 гг. Индия нацелена на повышение доли железных дорог в общей наземной грузовые перевозки с нынешних 36% до 45% к 2030 году. Увеличить долю возобновляемой энергии в ее энергетической структуре. Реализуется программа повышения энергоэффективности как дизельного, так и электрического тяги, тем самым способствуя сокращению выбросов парниковых газов. [6]
Грузовые железные дороги США также демонстрируют положительную тенденцию использования железнодорожного транспорта. В 2018 году они переместили тонну груза затратив один галлон топлива среднем на 473 мили - с 235 миль в 1980 году, 332 миль в 1990 году и 396 в 2000 году. Благодаря использованию грузового железнодорожного транспорта вместо грузовых автомобилей, США удаётся сократить выбросы парниковых газов на 75 процентов за счёт меньшего использования топлива.

Грузовые железные дороги составили всего 0,6 процента от общих выбросов парниковых газов в США в 2017 году, по данным Агентства по охране окружающей среды США (EPA), и всего 2,0 процента от выбросов парниковых газов, связанных с транспортировкой. [7]
Таким образом можно сделать вывод, что природоохранная деятельность прогрессирует по всему миру и необходимо продолжать движение в направлении уменьшения наносимого вреда нашей планете, обмениваться опытом с другими развитыми странами, перенимать лучшие достижения и технологии.

Литература
1. ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
2. Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2018 год https://www.rzd.ru/dbmm/download?vp=1&load=y&col_id=121&id=90041
3. Сайт ОАО «РЖД». Дата посещения 25.20.2020
http://www.rzd.ru/static/public/ru/json?STRUCTURE_ID=5085
4. Deutsche Bahn 2018 Integrated Report «On track towards a better railway» стр. 90, стр. 88 https://ib.deutschebahn.com/ib2018/fileadmin/PDF/IB18_e_web.pdf
5. Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2017 год
https://www.rzd.ru/dbmm/download?vp=1&load=y&col_id=121&id=86890
6. Indian railways a Sustainable Mass Transportation System. Environmental Sustainability Annual report 2018-19 стр. 3 http://www.indianrailways.gov.in/railwayboard/uploads/directorate/Environment
_Management/Circulars/Enrolment_Sustanability_2018_19_R.pdf
7. “The Environmental Benefits” Association of American Railroads стр. 1 https://www.aar.org/wp-content/uploads/2018/07/AAR-Environmental-Benefits- Movig-Freight-by-Rail.pdf

Проект "Климат и экология" реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации