Н. Ананченкова, Н.А. Завершинская, заслуженный учитель РФ, учитель технологии
Школа №446
Актуальность проблемы видеоэкологии состоит в том, что на данный момент не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в рабочем помещении, в котором человек, находится в течение рабочего дня. Данная работа выполнялась в течение трех лет (2000-2003), исследования проводились на базе Московского центра “Видеоэкология”.
Цель работы – изучение некоторые психологических процессов, свойств и состояний учащихся в разных по комфортности учебных помещениях.
Задачи:
1. Ознакомление с литературой о визуальной среде (комфортной и агрессивной)
2. Выделение способов (психологических состояний учащихся) путем визуального изучения состояния кабинетов школы.
3. Проведение мониторинга по психологическому состоянию учащихся в кабинетах во время учебного процесса.
4. Выявление оценки визуальной среды кабинетов и исследование путем сравнения за два учебных года.
5. Рекомендации по состоянию видеоэкологической ситуации учебных кабинетах. Методика:
1. Визуальное восприятие.
2. Мониторинг исследования психологических состояний учащихся.
3. Статистический опрос учащихся об оценке учебных помещений и вывод.
4. Метод сравнения выбранных учебных помещений, как различные среды. Выводы:
Изучая видео экологическую ситуацию в школе № 446, я пришла к выводу, что большинство учебных помещений отличаются благоприятной визуальной средой. Это достигается озеленением интерьера и гармоничным размещением наглядных пособий и сменой мебели, созданием уголков живой природы.
В кабинетах 30 и 40 представлена некомфортная среда. Это кабинеты - пеналы и визуальной среде (устают глаза, рассеивается внимание, появляется головная боль).
Учащимся, сидящим на последних партах плохо слышно и видно. В них небольшое количество цветов и наглядных пособий. И наоборот кабинет 32 представляет собой агрессивную среду. В нём представлено большое количество беспорядочно расставленных цветов, перегружен фотообоями и компьютерами.
Из 8-ми кабинетов находящихся на 4-ом этаже благоприятную среду имеют кабинеты: 41, 44, 45, 47. из этих кабинетов был выбран как пример комфортной визуальной среды кабинет биологии (41). Хотя это тоже кабинет пенал, это компенсирует живой уголок в конце класса. В этом кабинете привлекает взгляд комнатные растения, тюли на окнах, картины с природой, они создают комфортную визуальную среду.
Рекомендации:
1. Были даны рекомендации ответственному за оформление кабинета 32:
рассредоточить кабинетные растение по всему классу или возможно раздать небольшое количество другим кабинетам
убрать все фотообои ввиду того, что стоят работающие компьютеры, что отвлекает и напрягает зрение в момент работы
2. В 30-ом и 40-м кабинетах создать комфортную среду за счет увеличения стендов, рассмотреть шкафы, создающие комфорт, распределение растений по всему кабинету.
Школа №446
Актуальность проблемы видеоэкологии состоит в том, что на данный момент не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в рабочем помещении, в котором человек, находится в течение рабочего дня. Данная работа выполнялась в течение трех лет (2000-2003), исследования проводились на базе Московского центра “Видеоэкология”.
Цель работы – изучение некоторые психологических процессов, свойств и состояний учащихся в разных по комфортности учебных помещениях.
Задачи:
1. Ознакомление с литературой о визуальной среде (комфортной и агрессивной)
2. Выделение способов (психологических состояний учащихся) путем визуального изучения состояния кабинетов школы.
3. Проведение мониторинга по психологическому состоянию учащихся в кабинетах во время учебного процесса.
4. Выявление оценки визуальной среды кабинетов и исследование путем сравнения за два учебных года.
5. Рекомендации по состоянию видеоэкологической ситуации учебных кабинетах. Методика:
1. Визуальное восприятие.
2. Мониторинг исследования психологических состояний учащихся.
3. Статистический опрос учащихся об оценке учебных помещений и вывод.
4. Метод сравнения выбранных учебных помещений, как различные среды. Выводы:
Изучая видео экологическую ситуацию в школе № 446, я пришла к выводу, что большинство учебных помещений отличаются благоприятной визуальной средой. Это достигается озеленением интерьера и гармоничным размещением наглядных пособий и сменой мебели, созданием уголков живой природы.
В кабинетах 30 и 40 представлена некомфортная среда. Это кабинеты - пеналы и визуальной среде (устают глаза, рассеивается внимание, появляется головная боль).
Учащимся, сидящим на последних партах плохо слышно и видно. В них небольшое количество цветов и наглядных пособий. И наоборот кабинет 32 представляет собой агрессивную среду. В нём представлено большое количество беспорядочно расставленных цветов, перегружен фотообоями и компьютерами.
Из 8-ми кабинетов находящихся на 4-ом этаже благоприятную среду имеют кабинеты: 41, 44, 45, 47. из этих кабинетов был выбран как пример комфортной визуальной среды кабинет биологии (41). Хотя это тоже кабинет пенал, это компенсирует живой уголок в конце класса. В этом кабинете привлекает взгляд комнатные растения, тюли на окнах, картины с природой, они создают комфортную визуальную среду.
Рекомендации:
1. Были даны рекомендации ответственному за оформление кабинета 32:
рассредоточить кабинетные растение по всему классу или возможно раздать небольшое количество другим кабинетам
убрать все фотообои ввиду того, что стоят работающие компьютеры, что отвлекает и напрягает зрение в момент работы
2. В 30-ом и 40-м кабинетах создать комфортную среду за счет увеличения стендов, рассмотреть шкафы, создающие комфорт, распределение растений по всему кабинету.
Проект "Климат и экология" реализуется при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации